Чжунли Цюань
Даосское тело
Понятие даосского тела достаточно концептуально и не соответствует привычному для современного человека восприятию. Даосское тело — это форма, которая что-то представляет или в которую что-то вписывается, и здесь важно, в первую очередь, понимать форму и связи тела. Это приводит к важному восприятию нашего тела как тела, обладающего внутренней опорой.
Даосское тело — это развивающееся тело, то есть его можно изменять, преобразовывать и трансформировать. Все это и отличает даосское тело от всех других — например, от африканского и даже буддийского.
Конечно, в природе существует множество процессов, которые можно назвать развитием, но такое развитие имеет в своей основе естественный характер, без приложения дополнительного усилия, которое нужно выстраивать, на что и ориентирует нас даосское тело.
Человеческое тело является воистину самым удивительным объектом в нашей природе: оно может вносить изменения в естественные природные процессы развития, мешая или помогая самому себе. Это связано с возможностями человека представлять дополнительное усилие за счет того вида энергии, который способен развиваться только в его теле. Проще говоря, нам дается некое количество энергии на период нашего проживания. И, как правило, обычный человек ускоренно ее сжигает. Но ведь если мы можем нарушать процессы развития, то значит, мы можем и улучшать их!
Самое важное здесь то, что человек, по сути, создал небывалый прецедент на Земле: ситуацию изменения чего-то в заданном природой порядке. Наше тело и мы сами имеем некую форму, которая может иметь дополнительное усилие.
Знание о даосском теле требует от человека, прежде всего, чтобы он не ухудшал свою природу, что согласуется с понятием естественности. Но в концепции даосского тела естественность не есть некое отвлеченное философское представление, это физиологическое понятие. Возьмите любое животное: оно живет в законах физиологических процессов. С позиции естественности любое животное можно поставить гораздо выше человека, ибо оно не разрушает себя. Животные находятся в своем естественном цикле превращения, потому что они не имеют дополнительного усилия, связанного с мозгом, то есть не имеют такого управителя в теле.
Изначально учение о даосском теле не ориентировалось на то, чтобы совершенствовать свою природу, оно создавалось для того, чтобы ее не ухудшать. То есть был достаточно длительный период времени, когда мозг человека выполнял лишь функцию настройки, а не развития. Но в древности люди могли настраиваться на такие вещи, которые современному человеку неподвластны: на пространственные структуры, вибрацию звезд и т.д. Главным для человека было не ухудшить свой аппарат настройки.
Изначально человек имел больше способностей в плане существования, но меньше в плане развития. Сегодня мы выше в плане развития, но ниже в плане существования. И тем не менее мы не можем однозначно утверждать, что человек эволюционировал с позиции мозга. Он, скорее, расшатал его, потому что мы увеличили объем, но потеряли плотность в сознании. Можно сказать, что в древности человек имел очень несовершенное ружье, но с оптическим прицелом, а сегодня он имеет совершенное ружье, но без такого прицела.
Человек, по сути, лишил себя того, что мы сегодня называем концентрацией. И хотя мы сплошь и рядом используем это понятие, в реальности мы определяем другие состояния — внимание, наблюдение, в лучшем случае сосредоточение. Концентрация — это усилие, исходящее из правильно простроенной геометрии мозга. В древности собранность мозга позволяла людям быть сконцентрированными по физиологическим показателям, а не по умственным.
И если мы говорим о естественности сегодня (а это важное понятие для познания даосского тела), то мы должны держать в голове две задачи: необходимость добиться определенной синхронизации энергии внутри тела и важность обретения сконцентрированного сознания. Иначе как мы можем быть естественными?
Развитие человека не может начаться, пока он не создаст условий для естественности: не соберет свою энергию, добившись единого состояния, и не сфокусирует сознание. Физиологическое, а следовательно, и энергетическое понимание естественности — это создание в теле единения, которое понимается как хранение одного. Под этим понимается необходимость сгруппировать тело по отношению к месту, где энергия может собираться естественным образом, то есть к животу.
Почему так важен живот с позиции естественности и единения? Потому что, во-первых, это место, где пересекается вся энергия человека. Во-вторых, животом может ухватываться энергия пищи, которую мы потребляем. Тонкая ци воды и зерна может восприниматься и в дальнейшем передаваться по всему телу только в том случае, если она ухватывается животом. В-третьих, энергия дыхания также может максимально ухватываться только этим местом.
Получается, что животом могут ухватываться три источника питания, связанные с внутренней циркуляцией энергии, с внешней энергией и с получаемой энергией. Следовательно, первая задача на пути к естественности — создание правильного одного (живота), а вторая — это собирание правильного другого (сознания), ибо то дополнительное усилие в развитии, о котором я говорил выше, может возникнуть только тогда, когда сознание через одно может управлять процессом.
Например, одной из основных практик, которую использовали наши предки в древности, была очистка костного мозга. Люди достигали естественности и сохраняли ее, это позволяло энергии входить в костный мозг, а сознание не мешало, а только помогало ориентировать ее. Таким образом, очистка костного мозга была естественным процессом.
Зачем нужно было очищать костный мозг? Это было нужно для того, чтобы поддерживать ориентацию сознания. Естественность создавала условия для самой глубинной циркуляции энергии, связанной с костями. Сегодня же человек потерял возможность питания костного мозга, потому что он утратил, с одной стороны, естественность, а с другой — центрированность мозга. В результате мозг лишился самой высокочастотной пищи.
Естественно, первыми в этом случае у человека страдают те системы тела, которые ориентированы на более высокочастотное проживание (например, иммунная система). Сегодня этой системы у человека просто нет, и сделать он с ней ничего не может, пока не научится питать костный мозг. Отсюда мы наблюдает такое активное развитие вирусов и крайне тяжелых заболеваний.
Медицина сегодняшнему человеку помочь ничем не может, если только не иметь в виду грубый восстановительный уровень. Сегодня медицина обращается с телом человека как с телом животного, потому что реально нет того, кого можно было бы восстанавливать, и поэтому вполне естественно, что медицинская наука не может ничего сделать с серьезными болезнями. Какие болезни мы имеем в виду прежде всего? Это вирусы, болезни сознания и болезни сердца.
Болезни сознания на сегодняшний момент самые серьезные, они распространены уже даже шире, чем болезни сердца. Сначала человек потерял ритм и у него начались проблемы с сердцем, затем он потерял возможность питания мозга и начались проблемы с мозгом.
Конечно, сегодня в процессе развития следует учитывать, что естественность недоступна человеку уже чисто физиологически, и выполнение трех задач — создание единого тела, центрированного мозга и связей между ними — требует от нас неимоверных усилий. Нужны реальные знания о том, как это делать, и достаточное время для того, чтобы все это восстановить. Ведь, по сути, мы говорим о высшей мере развития.
У самого развития есть мера, и она исходит из связи сознания с животом. Если мы говорим сегодня о теле, то сначала мы должны создать ту геометрию, которая позволит этому телу быть, потому что сегодня человек попросту не имеет тела.
Тело — это геометрическая фигура, которую мы должны воссоздать или создать. Нам нужно обрести то, что мы называем даосским телом, и только потом мы можем говорить о структуризации тела, и не только тела, но и о структуризации того же живота и сознания. По сути, это две важнейшие структуры, которые определяют глубину знаний.